Домашний микрореабилитационный центр: перспективное направление в комплексной реабилитации детей-инвалидов - ВГусе.Ру - Новостной портал
Территория

Домашний микрореабилитационный центр: перспективное направление в комплексной реабилитации детей-инвалидов

298
Домашний микрореабилитационный центр: перспективное направление в комплексной реабилитации детей-инвалидов

В настоящее время семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, сталкиваются с рядом проблем, препятствующих обеспечению непрерывного процесса комплексной реабилитации ребенка. Прежде всего, это дефицит квалифицированной и системной помощи детям-инвалидам, проживающим отдаленно от реабилитационных учреждений.


Большинство семей не имеет материальных возможностей, чтобы организовать реабилитационное и абилитационное пространство в домашних условиях. Низкая мотивация на выполнение с ребенком реабилитационных мероприятий обусловлена отсутствием у родителей достаточных компетенций в вопросах воспитания, развития и реабилитации особенных детей, а также фактором их эмоционального выгорания.


В связи с этим технологии, альтернативные предоставлению услуг в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания, являются перспективным направлением в комплексной реабилитации детей-инвалидов и реализуются в рамках Комплекса мер по внедрению стационарозамещающих технологий Владимирской области при софинансировании Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.


«Домашний микрореабилитационный центр» – одна из таких технологий, предусматривает оказание комплексной реабилитационной помощи на дому детям-инвалидам, которые в силу тех или иных причин не могут пройти курс реабилитации в условиях учреждения, а также поддержку родителей (законных представителей) по повышению их компетентности в вопросах коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашней среде.


Специалисты отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями и ранней помощи Гусь-Хрустального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних – учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель, специалист по комплексной реабилитации – в течение трех месяцев еженедельно предоставляют социально-педагогические и социально-психологические услуги на дому нуждающимся в социальном обслуживании детям с тяжелыми множественными нарушениями развития, с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна.


В своей работе с детьми педагоги применяют такие индивидуальные формы работы, как комплексная диагностика и коррекционно-развивающие игры, психологические тренинги и консультирование родителей по организации реабилитационной среды в домашних условиях. Занятия в формате «ребенок-специалист-родитель» способствуют обучению родителей навыкам самостоятельного проведения доступных занятий с ребенком.


У каждого «особенного» ребенка свои индивидуальные возможности, поэтому грамотный выбор диагностического инструментария дает возможность своевременно выявить нарушения в развитии и оказать необходимую психолого-педагогическую помощь.


Преимущества «Домашнего микрореабилитационного центра» в том, что с первой встречи со специалистами в привычной домашней обстановке дети раскрывают свой внутренний потенциал, занимаются охотно и плодотворно.


Педагог-психолог на первом занятии с ребёнком проводит диагностику, направленную на выявление особенностей развития личности ребёнка.


На следующих занятиях применяет различные виды психологических игр, упражнений и тренингов, которые направлены на выработку у особых детей определенных качеств, умений, способов мышления, моделей поведения и психологических установок, корректирующих их психоэмоциональное состояние.


Реабилитационные занятия помогают детям избавиться от психологических проблем: страхов, напряженности и невротических состояний тревожности, агрессии и негативных эмоций.
Взаимодействие с ребенком воспитателя способствует эффективному восполнению детских коммуникативных потребностей.


Посредством дидактических игр у детей расширяются представления об окружающем мире. Специально организованные занятия помогают мобилизовать у ребенка скрытые резервы и сформировать необходимые умения и навыки. С детьми проводятся мероприятия, направленные на развитие мыслительных процессов, разговорной речи, общей и мелкой моторики, устойчивого внимания. Детям предлагаются игровые занятия в технике пластилинографии, рисования пальчиковыми красками, аппликации готовых форм и много других. Предупреждению утомляемости и переключению на новый вид деятельности помогают развлекательные физкультминутки. Все занятия носят индивидуальный характер, для каждого ребёнка подбирается необходимый дидактический материал, соответствующий его возрасту и особенностям развития.


Общение педагога с детьми строится в непринуждённой форме, благодаря чему создаётся атмосфера доброжелательности и доверия, создаётся почва для наиболее полного восприятия материала, раскрытия возможностей детей и их социальной адаптации. Кроме того, развивающие занятия способствуют пополнению у родителей знаний и опыта взаимодействия с ребёнком, что укрепляет детско-родительские отношения.


Дефектолог на основе проведённой диагностики, в зависимости от характера нарушений и имеющихся дефектов, стремится сделать коррекционные занятия не только полезными, но интересными. Следуя к цели научить особого ребенка думать, дефектолог в процессе занятий и коррекционной работы решает важные промежуточные задачи: развитие мелкой и артикуляционной моторики, стимулирование мышления и речи, развитие внимания и памяти ребенка.


Реабилитолог оказывает семье социально-правовые и социально-педагогические услуги, в помощь родителям предоставляет памятки и буклеты с рекомендациями по интересующим вопросам.
Благодаря комплексу мероприятий различных специалистов и индивидуальному подходу к детям обеспечивается последовательность и непрерывность реабилитационных процессов, достигается высокий эффект социализации.


Семейно-ориентированный подход, предусматривающий работу специалистов при непосредственном участии родителей и активном их включении в реабилитационный процесс, обеспечивает повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка, формирование у родителей умения организовать совместную продуктивную деятельность с детьми.
Положительные отзывы и слова благодарности родителей о занятиях педагогов с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития свидетельствуют об адресной действенной помощи в преодолении жизненных трудностей.


Родители отмечают, что «…сын стал более общительным, появился интерес к занятиям…», «…психолог помог в вопросах, как вести себя с ребенком-инвалидом…», «…я, как мама, отметила у ребенка положительную динамику в развитии, нам очень помогли занятия с педагогами в подготовке к школе…», «…ваша организация…всегда открыта для помощи…», «Выражаю огромную благодарность работникам реабилитационного центра, педагогам за помощь в воспитании ребенка-инвалида. Занятия влияют на ребенка очень положительно, т.к. проходят в привычной для него обстановке. Нашим особенным детям не хватает квалифицированных специалистов…».


Таким образом, «Домашний микрореабилитационный центр» можно считать перспективным направлением в комплексной реабилитации детей-инвалидов, эффективным результатом реализации технологии стало осознание семьи собственных способностей и возможностей в достижении целей и дальнейших жизненных планов.


Уважаемые родители, вам необходимо понимать, что, когда ребёнок повзрослеет, ему придётся жить самостоятельно. Подготовка к этому нужна и важна, и чем раньше начнётся процесс, тем эффективнее будет результат. Усилия будут обязательно вознаграждены, и повзрослевший, уверенный в своих силах человек с особыми потребностями научится использовать свой потенциал для достижения жизненных целей, ведь его возможности, несмотря на инвалидность, так же безграничны, как и у всех остальных. Ответы на интересующие вопросы вы найдете на официальном сайте учреждения в разделе «Кафедра родительских наук», за консультациями и помощью компетентных специалистов вы можете обратиться в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних по телефону (35-777) или по адресу: Гусь-Хрустальный, Октябрьская, 11.

Читайте также